Редакция от 1 ноя 2017
«Зачет» за итоговое сочинение – условие допуска учеников к ЕГЭ. Из рекомендации узнаете, как избежать типичных ошибок, которые допускают дети на сочинении. Найдете примеры тем для тренировочных сочинений, памятки для школьников и раздаточный материал для учителей. Контрольные вопросы для проверки готовности обучающихся к сочинению и работы учителя-словесника, с помощью которых проверите эффективность подготовки.
К итоговому сочинению готовьте учеников 11, 12-х классов. «Зачет» по итоговому сочинению – условие допуска обучающегося к ЕГЭ. Обучающиеся с ОВЗ могут выбрать вместо сочинения итоговое изложение.
Начните готовить учеников к итоговому сочинению заранее. Ученики пишут сочинение в первую среду декабря последнего года обучения, а повторно – в первую среду февраля и первую среду мая этого же учебного года (п. 9.1 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400).
Подготовьте учеников к сочинению: разъясните требования и критерии оценки, расскажите, как выбрать тему, заполнить бланк изложения. Отработайте алгоритм написания итогового сочинения.
За итоговое сочинение школьникам ставят «зачет» или «незачет». Если выпускник получил неудовлетворительный результат, он может его пересдать в дополнительные сроки в феврале и мае.
Выпускники должны написать итоговое сочинение за 3 часа 55 минут. Проверят сочинение эксперты комиссий, которые создают специально, чтобы проверить и оценить работы по двум основным требованиям: объем и самостоятельность написания. Объясните ученикам, что будет, если работа не отвечает этим требованиям.
Требование № 1. Объем итогового сочинения
Что и как оценят |
Какие последствия |
Что порекомендовать ученику |
В сочинении должно быть от 350 слов, максимального количества нет. Эксперты посчитают все слова, в том числе служебные |
Если в сочинении меньше 250 слов – работу не проверяют, ученик получит «незачет» по требованию № 1 и за работу в целом. Если в сочинении больше 250 слов, но меньше 350 слов, по требованию № 1 поставят «зачет» |
Считайте количество слов в сочинении. 350–400 слов – оптимальный объем сочинения, за который экзаменационная комиссия ставит «зачет» |
Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения
Что и как оценят |
Какие последствия |
Что порекомендовать ученику |
Нельзя списывать: – с работы другого участника; – чужого текста, который опубликован в бумажном или электронном виде; – литературной критики и т. п. Объем цитирования – не больше собственного текста |
Если эксперт признает сочинение несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и за работу в целом |
Используйте прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Требований к оформлению ссылки нет |
Итоговые сочинения эксперты оценивают после того, как признали, что работа отвечает двум указанным выше требованиям.
Изучите с учениками критерии, по которым эксперты оценят сочинение. Таких критериев пять:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.
Какой критерий |
Что оценят |
Как оценят |
Соответствие теме |
Как участник рассуждает на предложенную тему и раскрывает ее. Например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над предложенной проблемой |
«Незачет» – только если сочинение не по теме или в нем нет конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Аргументация. Привлечение литературного материала |
Как участник умеет использовать литературный материал для аргументации своей позиции. Как умеет строить рассуждение, привлекая не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала. Уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы |
«Незачет» – если участник в сочинении допустил одну из ошибок: – не использовал литературный материал; – существенно исказил содержание произведения; – лишь упомянул в работе литературные произведения без аргументации. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Композиция и логика рассуждения |
Как участник умеет логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами |
«Незачет» – если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Качество письменной речи |
Как участник выражает мысли, использует разнообразные лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины |
«Незачет» – если низкое качество речи, речевые ошибки существенно затрудняют понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях – «зачет» |
Грамотность |
Грамматику, орфографию, пунктуацию |
«Незачет» – если на 100 слов больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных |
Объясните, что критерии № 1 и № 2 – основные. Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение, выпускнику нужно получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 и по одному из оставшихся критериев. «Незачет» по первому или второму критерию – это автоматический «незачет» за работу в целом.
Темы итогового сочинения определяет Рособрнадзор (п. 9.1 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400). В начале учебного года объявляют направления тем, по которым выпускники будут писать сочинения.
Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год, которые определил совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной:
1. Верность и измена.
2. Равнодушие и отзывчивость.
3. Цели и средства.
4. Смелость и трусость
5. Человек и общество.
Комментарии к направлениям тем
Ко дню сочинения Рособрнадзор разработает закрытый перечень тем и подготовит комплекты по часовым поясам. В комплект войдут пять тем сочинений – по одной к каждому тематическому направлению. Темы сочинений Рособрнадзор формулирует так, чтобы их можно было раскрыть на литературном материале.
Внимание: в сочинении можно использовать литературные произведения не из школьной программы.
Темы сочинения объявит местный телеканал в прямом эфире в день сочинения за 15 минут до начала. Ученик может выбрать любую тему.
Покажите ученикам, как выглядит бланк изложения, и расскажите, как его правильно заполнить. Правила заполнения бланков итогового сочинения определил Рособрнадзор в письме от 12 октября 2017 г. № 10-718.
Поясните, что бланки нужно заполнить гелевой или капиллярной ручкой черного цвета. Заполнять бланк ручкой другого цвета, карандашом, даже для черновых записей – нельзя. Цифры и буквы надо писать по образцу, который дан в верхней части бланка. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.
Обратите внимание учеников, что на бланках нельзя делать записи или пометки. Если у ученика нет информации для заполнения какого-то конкретного поля, нужно оставить это поле пустым. Прочерков делать не надо.
Внимание: замазывать ошибки на бланке сочинения корректирующими карандашами и другими средствами нельзя, зачеркните их и напишите правильный вариант.
Проведите с учащимися тренировочные работы. Оптимально два сочинения в классе, три – домашнее задание, но на практике так получается редко. При подготовке к уроку воспользуйтесь методическими рекомендациями ФИПИ и опытом коллег, которым они поделились на сайте sochinenie11.ru.
Примеры тем, которые можно дать школьникам для тренировки по направлению «Верность и измена»
Всегда ли измена государству означает измену Родине?
Что может привести человека к измене?
Всегда ли хороша верность?
Как вы понимаете слово «верность»?
Есть ли разница между изменой и предательством?
Устарело ли понятие «верность слову»?
Что значит изменить самому себе?
Почему люди изменяют?
Супружеская верность – ценность или обуза?
Может ли верность данному слову быть разрушительной?
Согласны ли вы с утверждением Оноре де Бальзака: «Адюльтер приносит больше зла, чем брак – добра»?
Согласны ли вы с утверждением Брижит Бардо: «Лучше быть неверной, чем верной без желания быть»?
Примеры тем, которые можно дать школьникам для тренировки по направлению «Равнодушие и отзывчивость»
Чем опасно равнодушие?
Что значит быть отзывчивым?
Трудно ли быть отзывчивым?
Согласны ли вы с утверждением А. Чехова, что равнодушие – это паралич души?
Согласны ли вы с утверждением М. Горького, что равнодушие смертоносно для души человека?
Как вы понимаете слова М. Горького, что равнодушие смертоносно для души человека?
Согласны ли вы с утверждением Б. Ясенского, что с молчаливого согласия равнодушных на Земле существует предательство и ложь?
Согласны ли вы с утверждением Саади: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека»?
Равнодушие – это болезнь человека или общества?
Примеры тем, которые можно дать школьникам для тренировки по направлению «Цели и средства»
Согласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает средства?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Можно ли жить без цели?
Можно ли достичь благородной цели недостойными средствами?
Можно ли построить собственное счастье на чужом несчастье?
Целеустремленность – это навык или врожденное качество личности?
Как развить целеустремленность?
Как вы понимаете выражение «благими намерениями вымощена дорога в ад»?
Человек использует средства или средства используют человека?
Как вы понимаете ассирийскую мудрость, что жизнь без цели – человек без головы?
Согласны ли вы с утверждением Ф.М. Достоевского, что человек наиболее живет в то время, когда чего-нибудь ищет?
Согласны ли вы с утверждением К. Ушинского, что цель в жизни является вершиной человеческого достоинства и человеческого счастья?
«Жизнь, если цели нету в ней, – телега без лихих коней» (Давид Кугультинов)
Примеры тем, которые можно дать школьникам для тренировки по направлению «Смелость и трусость»
Какими качествами должен обладать смелый человек?
Кто такие люди, сильные духом?
Как соотносятся понятия смелости и ответственности?
Что такое истинная храбрость на войне?
Чем опасна безрассудная смелость?
Какую роль в судьбе человека может сыграть один трусливый поступок?
Что делает человека подлинно смелым?
Всегда ли на подвиг способен только от природы смелый человек?
Какой поступок вы назвали бы самым смелым?
Какой поступок вы назвали бы самым трусливым?
Как вы понимаете слова Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
Согласны ли вы с латинской поговоркой о том, что страх придает смелости?
Как вы понимаете слова Станислава Ежи Леца: «Есть трусы мозга и трусы сердца»?
Как вы понимаете слова Мишеля Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
Примеры тем, которые можно дать школьникам для тренировки по направлению «Человек и общество»
Может ли один человек противостоять всему обществу?
Когда личные интересы могут быть выше общественных?
Когда конфликт между личными и общественными интересами неизбежен?
Почему общество часто не ценит великих людей?
В какие времена обостряется конфликт между личными и общественными интересами?
Когда возможно согласие между личными и общественными интересами?
Хорош ли жизненный принцип «быть как все»?
Какими качествами должен обладать лидер?
В чем заключается ответственность известных людей перед обществом?
Что важнее: личная судьба или судьба общества?
Что объединяет людей?
Согласны ли вы с утверждением, что в современном обществе сложно быть индивидуальностью?
Чем человек может выделиться среди других?
Что значит быть «белой вороной»?
Какова судьба маленького человека в большом обществе?
Какой может быть роль личности в развитии общества?
Как найти свое место в обществе?
Всегда ли толпа права?
Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
Согласны ли вы с утверждением В.И. Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»?
Согласны ли вы с утверждением У. Годвина: «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию»?
Почему правило «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» называют золотым?
Когда человек может оказаться в обществе «лишним»?
Можно ли сохранить в себе человеческое в нечеловеческих условиях?
В чем может заключаться губительное влияние среды?
Каким вы видите социальный долг человека?
Хорош ли принцип «человек человеку волк»?
Зачет по критерию 1 получат те выпускники, которые напишут не меньше 250 слов, поэтому приучите учащихся считать слова после каждого сочинения на уроках.
Итоговое сочинение нужно написать за 3 ч 55 мин. За это время обучающийся должен написать сочинение в черновике, проверить себя и переписать сочинение в бланк. Тренируйте выпускника оставлять время, чтобы переписать сочинение на чистовик.
Поручите ученикам подготовить список произведений, которые они прочли и в которых автор раскрывает проблемы по направлениям сочинений. Отработайте алгоритм написания сочинения. Раздайте памятки с алгоритмом, чтобы выпускники могли отрабатывать его и самостоятельно.
Разберите на уроке типовые ошибки, которые допускают ученики на итоговом сочинении.
В каком элементе сочинения |
В чем ошибка выпускника |
Ключевые слова в теме сочинения |
Не понимает термины в формулировке темы итогового сочинения. Не выявляет ключевые слова темы |
Главная мысль, идея сочинения |
Не определил главную мысль сочинения |
Аргументы, которые доказывают основную мысль |
Не подкрепил мысли аргументами и литературными примерами. Использовал мало литературного материала. Не анализировал систему персонажей, проблематику произведения и т. д. В сочинении много материала, который упомянул, но не анализировал. Выбрал литературные примеры, которые не соответствуют тезисам и аргументам. Не определил аспект доказательства главной мысли сочинения |
Заключение |
Не подвел краткий итог рассуждения. Не соотнес со вступлением к сочинению. Не сделал выводы по проблемам, которые поставил во вступлении |
Вступление |
Не сформулировал проблемы, которые раскрывает в главной части. Сформулировал проблемы не по теме сочинения |
Композиция |
Не сделал переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой. Сделал нелогичные переходы. Текст писал без абзацев. Не сделал выводы, которые завершают отдельные части сочинения и работу в целом |
Проверьте, как выпускники ориентируются в требованиях и критериях оценки. Разобрать ошибки можно на примере тренировочных работ и сочинений выпускников, которые писали работы в прошлые годы.
Совет: выпускникам, которые хотят поступать в МГУ и ВШЭ, посоветуйте ознакомиться с критериями оценки, которые приняли эти вузы. Приемные комиссии этих вузов всегда перепроверяют сочинения по своим критериям и оценивают их по 10-балльной шкале.